Агония растянулась на полчаса: как расстреливали семью Николая II
Царская семья приняла мученическую смерть. Но насколько она была мучительной, знают только ее убийцы.
В эти дни вся Россия вспоминает страшную трагедию, произошедшую в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года, когда большевики расстреляли Николая II, всю его семью (жену, сына, четырех дочерей) и слуг.
Но убийство царской семьи не было расстрелом в обычном понимании: залп — и приговоренные падают замертво. Быстро умер только Николай II и его супруга — остальные из-за хаоса в расстрельной комнате еще несколько минут ждали смерти. 13-летнего сына Алексея, дочерей и слуг императора убивали выстрелами в голову и кололи штыками. Как происходил весь этот ужас — в рассказе исследователя гибели царской семьи.
Реконструкция
Ипатьевский дом, в котором происходили страшные события, воссоздан в Свердловском областном краеведческом музее в компьютерной 3D-модели. Виртуальная реконструкция позволяет пройтись по помещениям «последнего дворца» императора, заглянуть в комнаты, где жили он, Александра Федоровна, их дети, слуги, выйти во внутренний дворник, пройти в комнаты первого этажа (где жила охрана) и в так называемую расстрельную комнату, в которой царь и семья приняли мученическую смерть, рассказывает URA.ru.
Обстановка в доме воссоздана до мельчайших деталей (вплоть до картин на стенах, пулемета часового в коридоре и пулевых отверстий в «расстрельной комнате») на основе документов (в том числе протоколов осмотра дома, сделанных представителями «белого» следствия), старинных фото, а также деталей интерьера, сохранившихся до наших дней благодаря музейщикам: в Доме Ипатьева долгое время был Историко-революционный музей, и перед сносом в 1977 году его сотрудники смогли снять и уберечь некоторые предметы.
Например, сохранились стойки от лестницы на второй этаж или камин, возле которого император курил (из дома выходить запрещалось). Сейчас все эти вещи — в экспозиции зала Романовых краеведческого музея. «Самый ценный экспонат нашей экспозиции — решетка, которая стояла в окне „расстрельной комнаты“, — рассказывает создатель 3D-реконструкции, завотделом истории династии Романовых музея Николай Никулин. — Она немой свидетель тех страшных событий».
В июле 1918-го «красный» Екатеринбург готовился к эвакуации: к городу подступали белогвардейцы. Понимая, что увозить царя и его семью из Екатеринбурга опасно для молодой революционной республики (в дороге невозможно было бы обеспечить императорской семье такую же хорошую охрану, как в доме Ипатьева, и Николая II легко могли бы отбить монархисты) руководители партии большевиков принимают решение уничтожить царя вместе с детьми и слугами.
В роковую ночь дождавшийся окончательного приказа из Москвы (машина привезла его в половине второго ночи), комендант «дома особого назначения» Яков Юровский скомандовал доктору Боткину разбудить Николая и семью.
До последней минуты они не знали, что их убьют: им сообщили, что переводят в другое место в целях безопасности, так как в городе стало неспокойно — шла эвакуация в связи в с наступлением белых войск.
В комнате, куда их завели, было пусто: мебели не было — принесли только два стула. «Ник[олай] посадил на один А[лексе]я, на другой села Александра Ф[едоровна]. Остальным ком[ендант] велел встать в ряд, — сообщает знаменитая „Записка Юровского“ (коменданта „Дома особого назначения“, который и командовал расстрелом). — … Ком[ендант] сказал Р[омано]вым, что ввиду того, что их родственники в Европе продолжают наступление на Советскую Россию, Уралисполком постановил их расстрелять. Николай повернулся спиной к команде, лицом к семье, потом, как бы опомнившись, обернулся с вопросом: „Что? Что?“».
По мнению Неуймина, короткая «Записка Юровского» (написанная в 1920-м историком Покровским под диктовку революционера) — важный, но не лучший документ. Гораздо полнее рассказывается о расстреле и последующих событиях в «Воспоминаниях» Юровского (1922 г.) и, особенно, в стенограмме его выступления на секретном совещании старых большевиков в Екатеринбурге (1934 г.). Есть и воспоминания других участников расстрела: в 1963—1964 годах КГБ по поручению ЦК КПСС допросил всех оставшихся из них в живых. «Их слова перекликаются с рассказами Юровского разных лет: все они говорят примерно одно и то же», — замечает сотрудник музея.
Расстрел
По словам коменданта Юровского, все пошло вовсе не так, как он задумывал. «Его идея была в том, что в этой комнате — оштукатуренная с деревянными брусками стена, и не будет рикошета, — говорит Неуймин. — Но чуть выше идут бетонные своды. Революционеры стреляли бесприцельно, пули стали попадать в бетон и отскакивать. Юровский рассказывает, что в самый разгар был вынужден дать команду прекратить огонь: одна пуля пролетела у него над ухом, а другая попала товарищу в палец».
«Мне долго не удавалось остановить эту стрельбу, принявшую безалаберный характер, — вспоминал Юровский в 1922 году. — Но когда, наконец, мне удалось остановить, я увидел, что многие еще живы. Например, доктор Боткин лежал, опершись локтем правой руки, как бы в позе отдыхающего, револьверным выстрелом с ним покончил. Алексей, Татьяна, Анастасия и Ольга тоже были живы. Жива была еще и [служанка] Демидова».
То, что несмотря на длительную пальбу, члены царской семьи остались живы, объясняется просто.
Заранее было распределено, кто в кого будет стрелять, но большинство революционеров стало стрелять в «тирана» — в Николая. «На волне революционной истерии он считали, что он — коронованный палач, — рассказывает Неуймин. — Либерально-демократическая пропаганда, начиная с революции 1905 года, такое про Николая писала! Выпускали открытки — Александры Федоровны с Распутиным, Николая II с огромными ветвистыми рогами, в доме Ипатьева все стены были в надписях на эту тему».
К тому же Юровский не учел размеры комнаты (примерно 4,5 на 5,5 метра): члены царской семьи расположились в ней, но расстрельщикам места уже не хватало, и они стояли друг за другом. Есть предположение, что внутри комнаты стояли только трое — те, кого знала царская семья (комендант Юровский, его помощник Григорий Никулин и начальник охраны Павел Медведев), еще двое встали в дверном проеме, остальные — за ними. Алексей Кабанов, например, вспоминает, что стоял в третьем ряду и стрелял, просунув руку с пистолетом между плечами товарищей.
Он же рассказывает, что когда наконец вошел в комнату, то увидел, что «над девицами» стоят Медведев (Кудрин), Ермаков и Юровский и стреляют в них сверху. Баллистическая экспертиза подтвердила, что у Ольги, Татьяны и Марии (кроме Анастасии) — пулевые ранения в голову. «Тов. Ермаков хотел закончить дело штыком. Но, однако, это не удавалось, — пишет Юровский. — Причина выяснилась позднее (на дочерях были бриллиантовые панцири вроде лифчиков). Я вынужден был по очереди расстреливать каждого».
Когда стрельба прекратилась, обнаружилось, что на полу — живой Алексей — оказывается, в него никто не стрелял (должен был стрелять Никулин, но он рассказал потом, что не смог, потому что Алешка ему нравился — за пару дней до расстрела он вырезал ему деревянную дудочку). Царевич был в обмороке, но дышал — и Юровский также выстрелил ему в упор в голову.
Агония
Когда, казалось, все закончилось, в углу поднялась женская фигура (служанка Анна Демидова) с подушкой в руках. С криком «Слава Богу! Меня Бог спас!» (все пули застряли в подушке) она попыталась убежать. Но патроны кончились. «Юровский рассказывает, что Ермаков, мол, молодец, не растерялся — выбежал в коридор, где у пулемета стоял Стрекотин, схватил у него винтовку и стал тыкать служанку штыком. Она долго хрипела и не умирала», — рассказывает исследователь.
Большевики начали выносить в коридор тела убитых. В это время одна из девушек — Анастасия — села и дико закричала, осознав, что произошло (оказывается, она во время расстрела упала в обморок). «Тогда Ермаков проткнул ее — она умерла последняя самой мучительной смертью», — говорит Николай Неуймин.
Кабанов рассказывает, что ему досталось «самое тяжелое» — убивать собачек (перед расстрелом на руках у Татьяны был французский бульдог, а у Анастасии — собачка Джимми).
«Медведев (Кудрин) пишет, что «торжествующий Кабанов» вышел с винтовкой в руке, на штыке которой болтались две собаки, и со словами «собакам — собачья смерть» бросил их в грузовик, где уже лежали трупы членов царской семьи.
На допросе Кабанов рассказал, что еле-еле проткнул животных штыком, но, как оказалось, соврал: в колодце шахты №7 (куда большевики этой же ночью сбросили тела убиенных) «белое» следствие нашло труп этой собачки с разбитым черепом: видимо, одно животное он проткнул, а другое прикончил прикладом», — полагает исследователь.
Вся эта страшная агония длилась, по оценкам разных исследователей, до получаса, и даже у некоторых закаленных революционеров нервы не выдержали. «Там, в доме Ипатьева, был охранник Добрынин, который бросил пост и убежал, — говорит Неуймин. — Был начальник внешней охраны Павел Спиридонович Медведев, которого поставили командовать всей охраной дома (он не чекист, но воевавший большевик, и ему доверяли). Медведев-Кудрин пишет, что Павел во время расстрела упал, потом стал на четвереньках выползать из комнаты. Когда товарищи спросили, что с ним (не ранен ли), тот грязно выругался, и его стало тошнить».
В свердловском музее выставлены пистолеты, из которых стреляли большевики: три нагана (аналоги) и маузер Петра Ермакова. Последний экспонат — подлинное оружие, из которого убивали царскую семью (есть акт 1927 года, когда Ермаков сдавал оружие). Еще одно доказательство, что это то самое оружие — фотография группы партийных руководителей на месте сокрытия останков царской семьи в Поросенковом Логу (сделана в 2014 году).
На ней — руководители Уральского облисполкома и обкома партии (большинство расстреляны в 1937-38 гг.). Маузер Ермакова лежит прямо на шпалах — над головами убиенных и закопанных членов царской семьи, место захоронения которых так и не удалось найти «белому» следствию и которое лишь спустя полвека сумел обнаружить уральский геолог Александр Авдонин.