Новости

Европа списывает бездарных «героев» России

1444417781-wide_video

«Мнимые герои» из Восточной Европы, которых СМИ преподносят как бесстрашных борцов против «диктатуры», после переезда на Запад начинают восприниматься уже по-другому, пишет Cicero. Акции и заявления Pussy Riot или Петра Павленского, с которыми они выступили после отъезда из России, уже не вызывают былого ажиотажа.

По словам журналиста Моритца Гатманна, за годы работы в России в качестве корреспондента ему уже не раз приходилось наблюдать, как немецкие СМИ раздувают истории различных активистов и организаторов скандальных «перформансов» из Восточной Европы, преподнося их как «героев». Так было и с участницами группы Pussy Riot, «самой хорошенькой из которых всё же удалось попасть на обложку Spiegel», и с украинскими активистками из движения FEMEN, которые со своими протестами с голой грудью «против всего и всех» попадали на первые страницы немецких газет, и с петербуржцем Петром Павленским, напоминает он в статье для Cicero. Немецкие журналисты посвящали Павленскому «многостраничные хвалебные гимны», когда против него в России завели дело за поджог входной двери ФСБ.

 

При этом схема, по которой немецкие СМИ создают этих «героев», обычно одна и та же, отмечается в статье: с одной стороны — «смелые художники», которые вступают в неравный бой с системой, как «Давид против Голиафа», и своими скандальными протестами выражают «волю к свободе», а с другой — «репрессивное государство», которое «сажает их за это в тюрьму». По мнению журналистов, своими хвалебными гимнами на страницах западных изданий они тоже вносят свой вклад в «героическую борьбу». С одной стороны, следует признать, что в таких «авторитарных государствах, таких как Россия или Китай», некоторые «свободные художники» действительно подвергаются «значительным и несправедливым репрессиям», уверен автор. Но с другой стороны — необходимо осознавать, что подобная «героизация» на самом деле зачастую не имеет никакого отношения к личности и действиям данных персонажей, подчёркивает Cicero.

Читать так же:  В Латвии побиты рекорды тепла на 1 и 2 января

 

«Нам бы стоило задуматься о том, почему FEMEN, Pussy Riot, а теперь и Павленский выглядят совсем иначе, когда они действуют не в далёкой Москве, Санкт-Петербурге или Киеве, а у нас перед глазами», — призывает автор. Он отмечает, что нечто похожее происходит и с другими «героями» и «любимцами Запада» из других культурных кругов: например, заявления китайца Ай Вейвея «вызывают гораздо больше недоумения» с тех пор, как он живёт в Германии. Такое превращение можно сравнить с камешком, который вызывает искреннее восхищение, когда его случайно находят во время отпуска где-нибудь в горном ручье или в море, однако при смене обстановки весь блеск исчезает, говорится в статье: «Он так загадочно переливается, его цвета кажутся нереальными. Вы его достаёте из воды, берете с собой домой. А там, на подоконнике, в Берлине или в Штутгарте он вдруг выглядит совсем иначе: он больше не блестит, он серый. Он — совершенно нормальный, скучный камень».

 

Точно так же происходит и с организаторами скандальных «перформансов», констатирует автор: «Много ажиотажа, но мало содержания». В качестве примера он вспоминает про первую акцию активисток FEMEN в Германии, когда на открытии магазина игрушек Barbie они «окрестили» одну куклу Барби, а затем демонстративно её сожгли. Это была «типичная примитивная акция FEMEN», отмечается в статье. Однако если подобные действия «на варварском Востоке» вызывали множество разговоров — то теперь на Западе их «в лучшем случае игнорируют», или характеризуют даже «с некоторым отчуждением», которое можно было заметить в соответствующей статье Spiegel.

 

Нечто похожее случилось и с участницами группы Pussy Riot, напоминает автор: «Как чествовали у нас этих женщин, которые, якобы, проучили и напугали Путина! Им хотели присудить премию Сахарова, премию Лютера и бог знает что ещё. А затем Надежда Толоконникова приезжает в Берлин, и все в недоумении. Я хорошо помню один репортаж по RadioEins с выступления активистки на Берлинале. Тогда журналисты и деятели искусства совершали паломничества к своей героине, чтобы наконец получить просветление. И что же они услышали? Банальности о свободе и феминизме».

Читать так же:  День Анны Пророчицы 10 сентября. Как откупиться от плохого сегодня?

 

Петербуржец Павленский тоже стал знаменитостью «по следам Pussy Riot», прославившись тем, что «в знак протеста против репрессий Кремля» прибивал гвоздями себе мошонку на Красной площади, а также зашивал себе рот и заворачивался голым в колючую проволоку, провозглашая при этом «мысли свободы», говорится в статье. За это Павленского осыпали похвалами на Западе, превознося его «мужество» и «разрушительную силу». Наконец, в Москве он поджёг входные двери ФСБ, за что был арестован, но отделался в итоге денежным штрафом. Это вызвало очередную шумиху на Западе — в то время как соотечественники искренне не понимали Павленского, констатирует автор: «Я хорошо помню растерянного российского сотрудника одного немецкого журнала, который целые дни переводил для редактора стенограммы процесса. Он не мог понять, для чего это надо. Мне пришлось ему объяснить: свобода искусства против авторитарного государства. Эта разрушительна сила! Это мужество! Мы любим это! А Вы когда-нибудь пробовали поджечь входную дверь в БНД или в ЦРУ? Лучше не пытайтесь».

 

Однако карьера Павленского в России закончилась довольно бесславно, когда актриса одного независимого театра обвинила его в попытке изнасилования. И хотя Павленский всё отрицал и называл «уловкой властей, чтобы заткнуть ему рот», всё же из соображений осторожности он бежал со своей женой во Францию, напоминает Cicero: «Что же скажут на это наши журналисты? Пожалуй, ничего. Важнее его самого — тот идол, который сражается против авторитарного государства». Блеск Павленского на Западе быстро пропал: в сентябре он уже рассказывал в интервью Deutsche Welle, как ездит без билета на метро, живёт в незаконно занятом доме и ворует еду в супермаркетах.

 

По словам самого активиста, он начал жить, «как и большинство парижан». А затем устроил новую скандальную акцию, решив на этот раз поджечь фасад Банка Франции. Но вряд ли история Павленского наконец раскроет глаза западной публике, отмечается в статье: «В конце концов, его, пожалуй, за это осудят, потому что это и в правовом государстве Франции является в первую очередь преступлением. Возможно, художника потом отошлют назад в Россию и там, возможно, осудят за попытку изнасилования. Блеск пропал. Но ничего, я уверен, что скоро мы найдём новых героев», — заключает автор.

Читать так же:  ТОП-5 Знаков Зодиака, которых в Июне 2019 ждет Денежная прибыль!

Powered by WPeMatico

Статьи по теме

Back to top button