Главный тренер ФК «Енисей» Юрий Газзаев о проблемах, путях решения и феномене футбола
Футбольный Енисей находится в крутом пике. Перед началом сезона тренерские бразды правления были отданы в руки Александра Алексеева. Довольно быстро стало ясно, что с новой для себя ролью он не справляется. Руководство клуба в экстренном порядке призвало на роль спасителя Юрия Газзаева специалиста с богатым опытом решения футбольных проблем. Однако пока лучше не стало. Енисей абсолютно по делу замыкает турнирную таблицу ФНЛ. Мы встретились с Юрием Фарзуновичем и попробовали разобраться в не очень хорошем сегодня Енисея, а также попытались понять, способна ли команда выйти на качественно новый уровень и вернуть любовь красноярских зрителей.
Врач и пациенты
— Внимательно проанализировав вашу тренерскую карьеру, заметил, что вы регулярно приходите в команды, дела в которых обстоят совсем худо. Вы своего рода врач, который появляется тогда, когда пациенту совсем плохо и старается поставить его на ноги. Показательна история, когда Вы в бытность главным тренером КАМАЗа отказались от приглашения краснодарской Кубани, где не было никаких проблем, а вы лично получали бы в несколько раз больше .
— Есть человеческая позиция. Она определяет поступки и действия. Когда ты молодой тренер, тебе не дадут серьёзный клуб, у которого всё хорошо. В начале тренерской карьеры меня приглашали во владикавказскую Аланию помощником. Но я посчитал, что нужно начать с низов, с третьей лиги и пошёл главным тренером в Моздок. Там я был свободен в творчестве. Пробовал всё, что я хочу. Менял схемы, варьировал тактики. В 1995 году мы уже играли в защите в линию. На высшем уровне в России такое построение использовал Олег Долматов в ЦСКА в 1998 году, тогда об этом писали, как о прорыве. Что касается приглашения от Кубани, условия там действительно предлагали на несколько порядков выше, но у меня были прекрасные личные отношения с директором завода в Набережных Челнах, он попросил меня остаться. Я остался. Очень много людей меня совершенно не поняли. Пришёл тогда домой, сказал жене, что есть такое предложение, можем обеспечить себя на много лет вперёд. А она ответила: А как ты людей бросишь? Что мы сейчас плохо живём?. Думал, что она отреагирует по-другому, открылась для меня с новой стороны. В жизни всегда надо делать выбор, анализируя положительные и отрицательные стороны. Тогда я сделал такой выбор в пользу своей личности. Были и ещё моменты, когда нужно было переступить через себя ради развития будущей карьеры. Мне один человек сказал тогда, откажешься, и никогда не будешь работать с топ-клубами. В принципе, так и получилось. Но с другой стороны понимая правильность своего пути, я могу работать там, где считаю нужным. Енисей не выбивается из этого списка. Очень хочу повторить с ним путь тех команд, в которых работал ранее.
— Вы приехали в Красноярск в совершенно неудачный период. У команды по сути не было предсезонной подготовки. Состав набирался с миру по нитке, было ещё море проблем. Не боитесь здесь подпортить свою репутацию?
— Я в принципе ничего не боюсь.
— Это самый сложный Ваш пациент?
— Почему же. Когда пришёл в Моздок, он находился на последнем месте в третьей лиге. Денег не было вообще. Приходилось самому ездить на рынок и мясо покупть, чтобы ребята нормально питались. Но со временем мы всё наладили. Далее был Автодор. К моему приходу там люди по пять лет премии и отпускные не получали. Имелись колоссальные долги. Но постепенно выправили ситуацию. Когда пришёл в КАМАЗ, там год игроки зарплату не получали. Многие хотели уйти. Разговаривал, решал вопросы. И когда появилась стабильность, всё стало нормально. При этом мне сразу в Набережных Челнах сказали, что надо выйти в первую лигу. Я ответил, что такого обещать не могу. Ко всему нужно идти постепенно. В итоге мы не просто вышли в первую лигу, но и находились там на ведущих позициях на протяжении нескольких лет. Месяца два назад мне звонил директор завода и сказал, что после меня на футбол больше не ходит. Мы тогда содержали команду 50 на 50. Каждый год продавали по 5-6 человек, зарабатывали деньги для клуба и при этом не опускались ниже своего уровня. Если ты планируешь на несколько лет вперёд, то команда не будет просаживаться в случае ухода ведущих игроков. Должны быть система, прочность коллектива. Когда возглавил Самару там тоже было море проблем. Команду пришлось набирать заново, болельщики были очень недовольны, как и сейчас в Красноярске. Опять же постепенно стали воплощать наши идеи в жизнь. Но было много внешних причин, и я принял решение покинуть Крылья. Далее был Шинник. 6 игр, ни одной победы и ноль забитых мячей при хороших нападающих. Поначалу никакого улучшения не было. И уже к помощникам моим подходили люди и говорили, что вскоре отправится Газзаев восвояси. Но я относился к этому спокойно, работал, стали выигрывать, остановились в шаге от высшей лиги. А как было в Астрахани. Когда пришёл, в 14 играх одержали три победы и вылетели из ФНЛ. Там обновили состав. Пришло много молодых игроков. С первой попытки выиграли зону Юг, пройдя турнир без поражений, затем прилично сыграли в ФНЛ, а уже на следующий год дошли до стыковых матчей за выход в Премьер-лигу. Так что нигде просто не было.
— Недовольство болельщиков Енисея понятно. Перед сезоном было чётко озвучено, что команда будет бороться за возвращение в РПЛ. Люди, которые далеки от нюансов, поверили. Те же, кто был больше в теме, не понимали, за счёт чего Енисей собирается попадать в четвёрку. Зрители шли на стадион, думали, что будет как раньше, уж в ФНЛ то Енисей начнёт выигрывать, а вместо этого получали 0:3 от Ротора и 1:3 от Чайки. Болельщиков можно понять, их недовольство направлено не против Вас лично, а против того, что их ожидания были обмануты. В каком-то роде вы заложник ситуации.
— Я пришёл по ходу сезона и никаких задач перед ним оглашать никак не мог. Так что я не заложник. Это раз. Во-вторых, я для себя поставил следующую задачу: прийти в команду и определить больные точки. Это важнее всего. Если не поставишь диагноз, не узнаешь, как лечить.
Футбольный экзамен
— Давайте я со стороны зрителя скажу об этих болевых точках, а Вы оцените прав я или нет. В первую очередь, это оборона. Центра нет в принципе, без Константина Гарбуза не работает левый фланг, а на правом просто некому сейчас сыграть на должном уровне. Полузащита по именам неплоха, но на одной из ключевых позиций действует Александр Харитонов, к которому нет претензий, в нынешнем Енисее он лучший. Но, как мне кажется, у команды, ставящей перед собой серьёзные задачи, на месте Харитонова должен действовать другой игрок. Более молодой и способный давать большой объём работы. Александр за счёт опыта может обострить, и даже забить, но общее влияние на игру команды от него минимально. Далее, нет забивного форварда. При всём уважении к Павлу Долгову и Артёму Делькину, их максимум 6-7 голов за сезон. И это в лучшем случае.
— Вы говорите правильно с позиции человека, который смотрит футбол со стороны. Но есть глубинные вещи. Одна из них взаимоотношения внутри команды. Должен быть стиль, который помогает футболистам себя реализовать. У Енисея этого стиля попросту не могло появиться за столь короткое время. На сегодня я не готов сделать такие быстрые выводы по конкретным игрокам. О возрасте. Какой-то человек и в 60 лет юноша по мышлению и по самочувствию, а другой дряхлый старик. Точно также футболисты. Кто-то и в 30 лет может прогрессировать, а другому следовало бы ещё год назад закончить. Моя задача была следующей, оценить отношения футболистов между собой, услышать их, понять, делается ли всё, чтобы игроки выходили на матчи и тренировки с чистой головой и ни о чём постороннем не думали. Должен быть баланс в возрастных категориях. Чтобы мы понимали, в каком направлении команда может прогрессировать. Как зачастую бывает. Выходит клуб в Премьер-лигу, а после абсолютное большинство добившихся повышения в классе игроков возвращается в ФНЛ. Им хватает мастерства для выхода в РПЛ, но его не хватит, чтобы там играть.
— Тут есть другая подоплека. Опытные футболисты понимают, что в РПЛ они будут побеждать гораздо реже. Соответственно и премиальных будет гораздо меньше.
— С такими ребятами мне не по пути. Это не спортсмены и не футболисты. А я сейчас говорю о настоящих спортсменах, которые выходят на каждую отдельную игру побеждать и ставят перед собой цель выиграть турнир. Вы сейчас сказали о бухгалтерах, в моей команде им не место. Если футболист будет думать о собственном прогрессе, то будет расти. Если же о деньгах, в первую очередь, то он никогда и никуда не поднимется. Бухгалтерии не место на поле. Продолжу о возрастном балансе. Должно быть опытное звено. Опытные гроки за 30, имеющие в себе семя победителя. Следующие звено игроки 25-28 лет, которые уже приобрели необходимый опыт и при этом могут и хотят выполнять большой объём работы. Далее футболисты от 19 до 25 лет это наиболее многочисленное звено. Они способны расти и развиваться постоянно. Ну и 5-6 человек молодых пацанов 17-18 лет Если они тренируются в хорошей среде, иногда получают игровое время, то когда ветераны уходят звенья автоматически восполняют друг друга без потери качества. В сложных матчах опытные игроки отвечают за уверенность и спокойствие, а молодёжь за мотивацию и страсть. Все друг друга подпитывают, именно так образуется единый командный механизм. Если ты при таких условиях выходишь в Премьер-лигу, то нужно пригласить всего 3-4 человек, которые качественно усилят и без того боеспособный коллектив.
— Вы сейчас нарисовали идеальную картину развития футбольной команды.
— Не просто нарисовал, я много раз её выстраивал.
— Хорошо, но на это нужно время, года 2, как минимум. Руководители футбольных клубов не очень терпеливые люди, большинство из них хотят результата здесь и сейчас и этого времени попросту не дадут.
— Отвечу следующее. Многие тренеры жалуются, что им не дали время и так далее. Моя позиция такова. Если тренер приходит и обо всём говорит откровенно, не идя на поводу руководителя, которому прямо сейчас нужен результат, то время у него будет. Если же он бьёт себя в грудь и клянётся, что прямо сейчас придут победы, то становится заложником собственных обещаний. Ведь для того, чтобы так сказать и определить время, когда придёт успех, нужно полностью окунуться в коллектив. Понять, где слабые места, как их укрепить, как повысить конкуренцию на позициях, где есть один игрок, а за ним пустота. Необходимо определить, способны ли имеющиеся игроки выполнять поставленные задачи или придётся их поменять. Обозначить чёткие требования, но не жандармские, у игроков должна быть и свобода, но при этом присутствовать самодисциплина. Если всё запрещать, футболистам будет некомфортно в этой среде. Надо сделать так, чтобы игрокам было приятно на тренировках и в играх. Вот я пришёл в Енисей, и что мне сразу надо было кричать о том, что сейчас всех побеждать начнём? Если всё делать слишком быстро, то симптомы уберёшь, а болезнь не вылечишь. Сначала нужно посмотреть, чем живёт команда. Я 3 недели практически не вмешивался. Смотрел и наблюдал. Оценивал взаимоотношения внутри коллектива, как тот или иной футболист выполняет задания. Постепенно знакомил игроков со своими требованиями. Когда они станут им понятны, тогда уже можно с них требовать. Фактически ребята будут сдавать экзамен, на то, чтобы остаться в команде, которая должна стать успешной. Мы должны проводить постоянную селекцию, найти те позиции, которые нуждаются в усилении в первую очередь. Должна быть конкурентная среда, в которой каждый будет расти.
— Вы увидели эти перспективы в Енисее?
— Перспективы есть в любой команде. Практически каждому игроку я сказал свои рекомендации. У кого-то светлая голова, техническое отношение, но физические кондиции безобразные, и более подготовленный, но менее одарённый по-футбольному человек будет удачно тебе противостоять и не давать играть.
— Не Александру ли Ломакину Вы это сказали?
— Я не буду конкретизировать. Разговаривал со всеми. Понимаете, голову с одного игрока другому не пересадишь и технику во взрослом возрасте в разы не улучшишь, а вот физику можно и нужно подтянуть. Если футболист функционально готов, он будет играть лучше, аксиома.
Играть правильно
— Мне понравилась вторая половина первого тайма в поединке с Факелом. Футбол, который показал Енисей от пропущенного мяча до забитого, это и есть та игра, которую вы хотите видеть?
— А мне больше понравилась домашняя игра с Нефтехимиком. Много ударов, много моментов. Но индивидуальные ошибки на ровном месте, привезённые самим себя голы не позволили тогда победить. Если же брать встречу с Факелом, то там первый тайм был в целом неплохой. В эпизоде с пропущенным голом были нарушены принципы, о которых мы договаривались
— Мне кажется, что там в первую очередь, соперники хорошо сыграли.
— Это уже другой вопрос. Соперник может быть хорош, но именно мы сами в эпизоде с пропущенным мячом должны были сыграть по-другому. Порадовало, что команда правильно отреагировала на эту неудачу. Она не стала спешить. А продолжила играть так, как нужно, только стала действовать быстрее, настойчивее и агрессивнее. Гол назревал, и забили мы совершенно логично. При этом провалили первую половину второго тайма. Могли пропустить и 3, и 4 гола. Затем опять собрались и в концовке владели инициативой и даже могли выиграть. Так вот, если бы мы проиграли, всё могло потонуть в повальной критике. Но случилась ничья. И можно спокойно проанализировать, где было хорошо, а где плохо и стремиться к тому, чтобы играть правильно.
— Вы вспомнили Нефтехимик, но, на мой взгляд, в том матче было больше эмоций, чем собственно правильной игры. Моментов и ударов было много, но реализовать их мешали суета и торопливость.
— С Нефтехимиком меня порадовала сама картина в атаке. Мы находили правильные решения, создавали моменты и превзошли соперника по всем показателям.
— И при этом пропустили 2 необязательных гола. Было такое впечатление, что когда соперник приближался к воротам Енисея, наши защитники начинали дрожать.
— Верно, пропущенные мячи были совершенно необязательными. Они случились из-за индивидуальных ошибок, которых сейчас в избытке, именно поэтому мы и на последнем месте. Тут нельзя говорить, что нам не повезло. Я вообще в такие вещи не верю в футболе. Можно всегда найти корни невезения, и ссылаться на отсутствие удачи не нужно. Как говорят, везёт сильнейшим. Этого никто не отменял.
О сборной
— Везёт сильнейшим далеко не всегда. Самый яркий пример: победа сборной России над Испанией на Чемпионате мира 2018 года. Мы победили не потому что были сильнее, а потому что каждый из игроков прыгнул выше головы в разрушении футбола испанцев, и Россия, как команда выстрадала этот успех.
— Россия заслужила больше, чем Испания. Тому есть множество объяснений. Испанцы убрали главного тренера прямо перед чемпионатом, это не могло не отразиться на игроках. Плюс у Испании смена поколений. Понятно, что в принципе испанцы сильнее сборной России. Но в данном конкретном матче мы заслужили победу своей самоотверженностью, собранностью, желанием отблагодарить миллионы болельщиков за поддержку. И в данной конкретной ситуации победа России не везение, а закономерность. Вот с Хорватией можно говорить, что не повезло, при том, что россияне не разрушали игру соперников, а сами показывали очень хороший по качеству футбол. Но дальше прошли хорваты, потому что им повезло больше в серии пенальти. Здесь тот случай, когда удача сопутствовала сильнейшим.
— Если уже переключились на сборную, то что, на Ваш взгляд, поменялось после чемпионата мира?
— Ребята получили колоссальный заряд уверенности в себе, они вернули любовь болельщиков. Посмотрите даже, с какой осанкой россияне выходят на матчи, сколько уверенности излучают.
— А вам не кажется, что вокруг локальных побед России существует излишняя ура-истерия. Мы кое-как обыгрываем очень среднюю Шотландию и слабый Казахстан, а кричат об этих победах так, будто Россия совершила что-то невероятное. А ведь стоит уступить раз, второй, и сборную опять свергнут с пьедестала и смешают с грязью, почему мы, в большинстве своём, не можем оценивать объективно, замечать и плюсы, и минусы?
— Ажиотаж действительно излишен. Но мы такие. Любим кого-то захвалить, а потом, когда что-то не получается, начинаем точно с таким же упорством оголтело критиковать. Сборная Россия, как я понимаю, стремится быть в десятке лучших сборных. А это значит, мы должны регулярно выходить, как минимум, в ¼ финала чемпионатов мира и Европы, если это станет регулярным, то и будет нормально восприниматься, без лишней истерии. Станислав Черчесов абсолютно прав, когда говорит, что его растроило поражение в ¼ финала, что нужно было двигаться дальше, это верный посыл команде.
— Я считаю, что при любом посыле, выход в ¼ финала это прыжок выше собственной головы для России.
— А я считаю по-другому. Из группы мы обязаны были выходить. Саудовская Аравия и Египет нам по зубам. Испанцы при всех их проблемах, так же не выглядели непреодолимым барьером. Так что я считаю, что сыграли в свою силу, а могли и выше забраться, если бы в серии пенальти с Хорватией удача улыбнулась нам, а не сопернику.
Феномен футбола
— В чём на Ваш взгляд феномен футбола. Ведь по сути это простая игра с мячом, но она имеет такой колоссальный эффект. Десятки миллионов жителей России чувствовали себя абсолютно счастливыми после победы над Испанией, хотя большинство из них в футболе понимает очень мало и вне того чемпионата им в принципе не интересуется.
— Футбол это самая сложная игра с мячом из всех существующих. Во-первых, в него играют ногами, что уже противоречит человеческой природе, ведь мы всё делаем руками. Во-вторых, футбол красив огромным количеством моментов. Не обязательно даже голы. Взять передачу на 60-70 метров, когда мяч летит такое расстояние и приземляется точно на ногу партнёру, который мгновенно его обрабатывает это истинная красота футбола. Нужно видеть поле, которое длиной 110 метров, видеть соперников и партнёрови при этом принимать оптимальные решения. Это сложнейший вид спорта. Большинство воспринимает голы, победы и поражения. А эстеты видят в игре скрытую красоту.
— Футбол это лучшее, что создало человечество?
— Человечество создало много прекрасного. У каждого есть выбор, каждый рождается в разной среде. Кто-то находит прекрасное в спорте, кто-то в музыке, кто-то в кино, балете или театре. Футбол самый массовый и популярный вид спорта, но я не хочу его возводить на абсолютный пьедестал, потому что каждый человек находит прекрасное в разных вещах.
Без компромисса с совестью
— Вернёмся к Енисею, впереди Балтика. Чего ожидать от этого матча?
— Я пока не могу на сто процентов быть уверен, что команда сыграет именно так, а не иначе в каком-то конкретном матче. Мы ещё в начале пути. У нас задача не отпустить далеко соперников до зимней паузы, затем укомплектоваться, хорошо провести подготовку на сборах и без тревог для болельщиков закончить сезон. Мы должны для себя понимать, что на следующий год Енисей станет командой, способной ставить перед собой чёткие задачи и знать, как их решать. Это то, к чему мы должны стремиться.
— Юрий Фарзунович, Вы когда-нибудь думали, чем могли заняться, если бы не посвятили всю свою жизнь футболу?
— Знаете, в детстве практически все мои родственники были против футбола. В школе я учился хорошо, достаточно легко всё давалось. Мне говорили, бросай свой мяч, поступай в институт, руководителем станешь. Но видимо, у всех своя судьба. Вообще считаю, что если у человека есть голова на плечах, он реализует себя в любой профессии. Работая в политике или управленцем в какой-либо сфере, порой невозможно обойти определённые вещи и не пойти на компромиссы с собственной совестью. Считаю, что те люди счастливы, которые добившись чего-то в жизни, не поступились принципами и не лишились своей индивидуальности, пойдя на поводу у обстоятельств или других людей. Поэтому часто повторяю себе: Какое счастье, что я в футболе.
Powered by WPeMatico