Историк: Россия оказалась слабой и проиграла XX век
«Сейчас нам в России нечем похвастаться. В чем сегодня суть послания России миру? Непонятная нормальному человеку борьба с геями? Передел границ? Россия сейчас неинтересна, непонятна и не вызывает сочувствия», — рассказал российский историк-медиевист и журналист Николай Усков порталу Delfi во время своего визита в Латвию.
«Понятно, что Латвию беспокоит ситуация в России, ведь тут живет много русских. К тому же Латвия 300 лет была частью Российской и советской империй. Но чем дальше на Запад, тем о России говорят меньше. Ведь ее сегодняшнее поведение весьма анахронистично, что не вызывает ни понимания, ни сочувствия», — рассказал Николай Усков в интервью Rus.Delfi.
«У Российской империи были прекрасные писатели, которые издавались во многих странах: Проспер Мериме переводил Пушкина, Лев Толстой и Чехов — самые популярные писатели мира, Чайковский был почетным доктором Оксфорда и еще в 19-м веке сравнялся по числу хитов с Моцартом. Интерес к Советскому Союзу грелся за счет того, что он исповедовал довольно модную левую идеологию и имел поддержку среди левых интеллектуалов многих стран.
Сейчас нам нечем похвастаться. В чем сегодня суть послания России миру? Непонятная нормальному человеку борьба с геями? Передел границ? Россия сейчас неинтересна, непонятна и не вызывает сочувствия.
И в этом смысле она гораздо ближе пустыням Востока и исламскому фундаментализму. Но и тут нет сочувствия, потому что Россия имеет свои интересы на Востоке и давно находится с одними в дружбе, с другими — в смертельной вражде. Кроме того, в самой России есть мусульманская проблема. Пустыней Востока она рассматривается, как часть Запада. То есть, для них она враг. Может, менее безусловный, чем США.
Вот и складывается ощущение нашей потерянности в пространстве. Вроде, страна есть, но о ней ничего не знают и не хотят знать. В информационном поле мира у России весьма скромное место.
Считаю, нет у нас иного пути, кроме западного. Он заложен нашей историей. Россия, как государство, рождалась на пересечении путей восточно-европейской торговли, на пути из варягов в греки. По меньшей мере 500 лет она была сырьевым придатком и частью общеевропейского рынка, поставляющей на него ресурсы и играющая посреднические роли в цепочке обменов Восток-Запад и Россия-Запад.
Современное российское государство было дважды создано на основе западных теорий и моделей — петровская европеизация, а потом — ленинский коммунизм. Все инновации пришли к нам с Запада.
Россия оказалась слабой и проиграла 20-й век, упустив много возможностей, которые перед ней открывались и в начале 20-го века, и после перестройки. И все это не из-за происков кого-то снаружи, а в силу собственных ошибок. Наш главный враг — внутри. Это наш идиотизм. А снаружи всегда есть страны, которые хотят с нами сотрудничать: мы им нужны 500 лет, а они — нам.
Сегодня настроения западных лидеров в отношении России правильнее охарактеризовать, как разочарование.»
Читайте также: