Макаревич: Трамп запоздал, а Путин не может
Известный музыкант Андрей Макаревич о политике, Украине и Владимире Путине.
«Они (украинцы) очень похожи на нас, кто бы что бы ни говорил. Нам всегда кажется: ну вот, мы же сделали самое главное! Пошли, постояли, рискнули жизнью, навалились, свергли. Теперь настанет счастье. А счастье надо долго строить, и этого не умеют ни здесь, ни там. Сейчас там понятное разочарование, потому что не изменилось же ничего. Им, как ни странно, в чем-то помогает национализм. Мы слишком большие, слишком многонациональные, слишком долгий имперский опыт — политическая нация не сформирована, и сколько бы ни работали над законом о ней — это законами не декретируется. Надо снизу наращивать. Для этого надо себя полюбить. Спокойно, без истерики. А чтобы так полюбить, надо лет сто или даже двести хорошо жить. Как Америка, у которой получилось.
На обозримое будущее мы их потеряли. Что у них там получится — бог ведает, но третьего Майдана я не жду. И потом — какая разница, что получится? Мы над будущим не властны, я предпочитаю не обсуждать того, что не могу изменить. У них уже получилось — вот этот момент всеобщего вдохновения, несколько мгновений счастья и осмысленности, они будут о них помнить, не во всякой жизни такое случается. Такие моменты, по-моему, самоценны…
С Америкой случилось примерно то же, что с Англией эпохи Brexit’а: кризис толерантности. И я ничего плохого в этом не вижу — потому что толерантность ведь палка о двух концах: слишком многое терпеть — тоже нехорошо. Они там начали с терпением и пониманием относиться к вещам, которые не то что поощрять — рядом с собой выносить нельзя. Ну и наступила реакция. Хотя в Штатах, мне кажется, их догнал еще шок от 11 сентября. Это было потрясение такого масштаба — я там был вскоре после падения «близнецов» и видел их реакцию, — что сперва сработало такое обезболивание, а потом начало доходить. Трамп — запоздалый ответ. Но парадокс ведь в том, что многие его избиратели — я эту «трудовую Америку», как ее теперь называют, хорошо знаю — совершенно не хотели видеть его президентом. Они, как и с брекзитом, хотели попугать. Ну и получили в результате проблему такого масштаба, какая им и не снилась. Так иногда подростки делают — хочет попугать, а уже прыгнул с десятого этажа.»
На вопрос, будет ли Владимир Путин идти на выборы в 2018 году, музыкант ответил, что, скорее всего, уже нет.
«Последние три года он прожил в очень сильном стрессе. На самом деле это был единственный способ сохранить систему. И теперь он сильно устал, а каким будет преемник и каков будет путинский статус — мы все равно не угадаем. Думаю, он не решил до конца — многое меняется.