Слуга Сталина. Гордость Латвии
Должна ли быть в Риге улица имени советского пропагандиста и стоит ли навешивать на художника идеологические ярлыки? Об этом рассказывает ресурс Sputniknews в своём материале.
В Риге появилась новая улица, пишет Алексей Евдокимов на сайте Sputniknews. Ну, появилась и появилась — на отшибе, в формирующемся районе Сканстес: собственно, улиц там проложили несколько, решили назвать их в честь выдающихся уроженцев Латвии и не ждали подвоха. Будут теперь на карте нашего города имена Оскара Строка, автора знаменитого танго «Черные глаза», путешественника Александра Лайме, предпринимателя Роберта Хирша, что впервые стал производить в Латвии шелк, — разве плохо?
Среди прочих Рижская дума выбрала для увековечения имя Густава Клуциса, известнейшего художника-авангардиста 1920—30-х годов, чьи работы есть в московской Третьяковке и в нью-йоркском Музее современного искусства, а в рижском Национальном музее — так целый зал.
Клуцис знаменит, причем далеко за пределами Латвии, что для здешнего искусства редкий случай — как живописец, дизайнер, автор плакатов и один из изобретателей цветного фотомонтажа. В общем, у тех, кто «в теме», вопросов по поводу выбора думы не возникло, а у тех, кто «не в теме», — тем более.
Но, как зачастую водится у нас в Латвии, даже такое невинное решение городского начальства (оно еще даже не окончательное) все-таки вылилось в скандал. Потому что в какой-то момент на сцене появились идеологи и ударили в набат — заклеймили художника Клуциса «слугой сталинского режима» и объявили, что им «непонятно, почему его именем надо называть улицу».
Суровые слова принадлежат основательнице фонда «Дети Сибири» Дзинтре Геке, а процитировала их газета Latvijas Avīze. В идеологизированном и невротизированном латвийском обществе нет проще способа обратить на себя внимание, чем обвинить кого-нибудь в пособничестве Путину или Сталину. Так что претензии к Клуцису не стоили бы многословных комментариев, если бы не ряд деталей.
«Выполним план великих работ», «СССР — ударная бригада пролетариата всего мира», «Поверните оружие против своей буржуазии». «Поднимая квалификацию работницы, помогаем ей стать активным и равноправным строителем новой жизни». Это — названия работ Густава Клуциса, прославившегося более всего на ниве наглядной агитации. Знаменитый художник не просто служил идеям, он их изобретательно и талантливо пропагандировал. Большое искусство может быть насквозь идеологичным, пропаганда может быть большим искусством: убедительней всего это доказали как раз леваки, в первую очередь авангардисты.
Революционный порыв, новаторский пафос, идея построения чего-то, никогда прежде не существовавшего — мощнейший стимул для художника, суть деятельности которого как раз в создании нового, в выходе за привычные рамки. Большой художник всегда первооткрыватель, нарушитель границ, и, если идеология попадает в унисон с его творчеством, он может стать агитатором, горланом, главарем.
Разницу тут следует оценивать не с точки зрения морали и тем более политики (никто не собирается оправдывать красный террор и сталинские репрессии), а с точки зрения результата — художественного, просветительского…
Статья приведена в сокращении.
Powered by WPeMatico